Тема занятия: Путешествие в Город Загадок
Программные задачи:
- формировать у детей умение составлять сравнительное описание животных, с помощью предметно-схематических моделей;
- стимулировать речевую активность, используя пальчиковую игру; обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими признаки предметов; закрепить произношение звука [с];
-развивать мелкую моторику, фантазию, память, внимание, способность действовать с воображаемыми предметами; создавать положительный эмоциональный настрой;
-воспитывать бережное отношение к игрушкам, чувство сострадания.
Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, объяснения, совместное повторение воспитателя и детей, указания рассматривание схем-моделей, показ картин, речевые упражнения, игровые упражнения.
Материал: геометрические фигуры –«дома»; предметно-схематические модели, цветовые модели сказки «Рукавички»; рукавичка; карточки с изображениями юлы, пирамидки; коробка с карточками, на которых изображены игрушки, волшебная палочка.
Ход занятия
Приветствие.
Воспитатель приветствует детей, создает условия для положительной мотивации (дети, стоят в кругу, приветствуют друг друга).
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг!
Получился дружный круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель (В.). Ребята, сегодня отправимся в Город Загадок. Мы встретим там много трудностей. Вы не боитесь трудностей?
Дети. Нет!
В. Потому, что мы с вами какие, ребята?
Дети. Смелые, дружные, ловкие.
В. Тогда отправляемся в путь!
В волшебном Городе Загадок
Есть волшебные дома.
В них сплошные чудеса.
В. Берестов
Ребята, необычные жители города прислали нам пригласительные билеты. (показывает круги разного цвета.) Выберите себе билет любого цвета и подумайте, кем или чем вы можете быть? Только тогда мы сможем попасть в город.
Игра «Я могу быть…»
Дети берут модель и говорят, кем или чем они могут быть в соответствии с цветом. Например: «Желтый круг – я могу быть солнышком, цыпленком и т.д.»
Воспитатель и дети попадают в Город Загадок.
В. Ребята, посмотрите, какие необычные домики в этом городе. На что они похожи? (Ответы детей.)
Рассматривают 1-й домик. (красный)
В. В этом домике живет веселый язычок. Он сейчас занят, делает зарядку. Давайте, ребята, мы тоже сделаем зарядку для язычка.
Чистоговорка
Ой-ой-ой – зайке холодно зимой
Ды-ды-ды – на снегу следы
Та-та-та – зимою красота.
В. Каждое утро после зарядки язычок отправляется на прогулку и поет свои любимые песенки. Сегодня он будет петь вот такую песенку: «С-с-с-с». Давайте вместе споем ее.
Дети произносят звук [с]. Воспитатель показывает звуковую дорожку.
В. Сначала язычок ходил по пушистому, мягкому с-с-снегу.
Затем он любовался красивой с-с-снежинкой.
Потом слепил круглый, гладкий с-с-снежок.
Затем он увидел, как с крыши свисает ледяная с-с-сосулька.
Дальше ему на пути встретился веселый с-с-снеговик.
Затем он решил покататься с горки на с-с-санках.
Ребята, давайте мы с вами тоже слепим снежки.
Пальчиковая гимнастика «Зимние развлечения».
1,2,3,4,5
(загибают пальцы по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательным и средним пальцами.)
Бабу снежную лепили.
(«Лепят» комок двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили.
(«Насыпают крошки» - имитируют движения всеми пальцами.)
С горки мы потом катались,
(Ведут пальцами правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивают ладони.)
Съели суп и спать легли.
(двигают воображаемой ложкой, затем укладывают обе руки под щеку.)
Но спать мы не будем, а продолжим свое путешествие.
Рассматривают 2-й домик. (голубой)
В. Ребята, от этого домика веет холодком, вы ощущаете?
Дети. Да.
В. Как вы думаете, какие предметы могут находиться в этом домике?
Дети. Холодные.
В. Давайте найдем жителей этого домика – все то, что может быть холодным.
Дети находят нужные предметно-схематические модели и называют их. (Снежинка, мороженое, сосулька, ветер, лед, снеговик…)
Рассматривают 3-й домик. (желтый)
В. Ребята, а вот здесь уже теплее становится, даже горячо. Интересно, что здесь может находиться? Попробуем угадать. (Показывает детям модель- круг желтого цвета.) Как называется эта фигура?
Дети. Круг
В. …Ну, конечно, это он –
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон…
С. Маршак
На что он может быть похож?
Дети. На колобок, на мяч, на шарик.
В. (делает из круга солнышко). А если к нему добавить палочки, что получится?
Дети. Солнышко.
В. В этом домике живет солнышко со своими друзьями. Друзья солнышка – все то, что бывает круглым. Найдите их.
Дети находят предметно-схематические модели, показывают и называют их. Например, мяч, часы и др.
В. Друзья солнышка – также все то, что бывает желтого цвета. Найдите их.
Дети находят предметно-схематические модели, показывают и называют их. Например, осенний лист, репка и др.
Физкультминутка.
Чтобы нам не болеть и не простужаться
(дети разводят руки в стороны и сгибают в локтях)
Мы зарядкой всегда будем заниматься
(поднимают руки вверх)
Весело шагать
(шагают на месте)
Руки поднимать, опускать
(выполняют соответствующие движения)
Приседать и вставать
(хлопают в ладоши)
Бегать и скакать
(бег и прыжки на месте)
Молодцы! Будем здоровыми и сильными.
Рассматривают 4-й домик. (зеленый)
В. Ребята, в этом домике живет зайка. Каждый раз, когда наступает весна, его из домика выгоняет лиса. Давайте попробуем их помирить. Для этого нужно про них рассказать.
Дети составляют сравнительное описание лисы и зайца по схеме.
Рассматривают 5-й домик. (коричневый)
В. Посмотрите, что я нашла? (показывает рукавичку.) Кто ее, ребята, потерял?
Дети. Дедушка.
В. Рукавичку нашли зверята и решили, что это будет их домик. Найдите героев сказки. А герои сказок обозначены кружочками разных цветов.
Дети находят цветовые модели героев сказки и называют их. Например, серый круг – мышка, зеленый круг – лягушка и т.д.
Рассматривают 6-й домик. (оранжевый)
В. Остался последний домик. Кто же в нем живет? (Показывает карточки с изображением юлы, пирамидки.) Как его жителей назвать одним словом?
Дети. Игрушки.
В. Почему-то здесь мало игрушек, где же остальные? (обращает внимание детей на коробку.) Наверное, это проделки злого волшебника. Давайте посмотрим, вдруг им нужна наша помощь.
Что в коробочке чудесной?
Знать вам очень интересно.
Стоит ее в руки взять –
Каждый сможет угадать.
В. (открывает коробку). В коробке – карточки с изображением игрушек. Игрушки брошенные, обиженные. Вы хотите на них посмотреть?
Дети. Да
(воспитатель достает карточки)
В. Нужно угадать игрушку:
- которой оторвали лапу (мишка); (как ему можно помочь?)
- которая промокла под дождем (зайка);
- на которой можно поехать в гости (лошадка);
- которая идет, качается и вот-вот упадет (бычок);
- которую опрокинул кот (грузовик);
После каждой загадки дети объясняют, как можно помочь игрушкам: пришить лапу мишке, подарить зонтик зайке; сделать длинную доску, чтобы бычок не упал; сделать расческу лошадке; привязать к грузовику веревку и т.д.
В. Ребята, мы теперь знаем, как можно помочь игрушкам. Вы молодцы! Нам пора возвращаться.
В. Вам понравилось в Городе Загадок? Какие для вас задания были интересными?
Молодцы, ребята! Вы не побоялись трудностей и выполнили все задания. И для вас я подготовила сюрприз (угощение для детей).